Наименование объекта | Успенско-Никольская церковь, 1703 г. |
---|---|
Тип объекта | ОКН регионального значения |
Местоположение | Белгородская область, г. Белгород, ул.Пушкина, 19 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1703 год |
Правоустанавливающие документы | Решение Белгородского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов "Об утверждении дополнительного списка памятников истории и культуры, взятых под государственную охрану" от 28.08.1986 г.№ 368 Постановление Губернатора Белгородской области от 15 апреля 2015 года № 36 "Об изменении наименования объекта культурного наследия регионального значения" (Опубликовано в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области) Документ принятия на охрану Приказ об утверждении границ территории Приказ об утверждении предмета охраны |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Собор расположен в бывшей слободе Жилой, которая «была заселена ратными людьми Белгородского гарнизона», по ул. Батальонной (сегодня ул. Пушкина). В книге «Белгород с уездом», изданной в 1886 г., автор Дренякин А.М. цитирует текст документа, связанного с постройкой собора: «1701 года Июля в 15 день великий Государь и великий князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да великого чудотворца Николы что строица в Белгороде в солдатской слободе жилой сто рублёв денег». Строительство собора осуществлялось силами солдат Белгородского гарнизона, начатого строительством в 16 веке.
Первоначально собор был двухпрестольным: главный – в честь Успения Божьей матери, второй – во имя Святителя Николая. Третий престол в честь Иоанна Предтечи был освящен в 1851г.
Объемное решение собора представляет собой асимметричную композицию, состоящую из двухсветного доминирующего по высоте мощного четверика храма, четырех полукруглых апсид, одна из которых расположена с южной стороны четверика храма, прямоугольной трапезной, вытянутой по продольной оси, и восьмигранной колокольни с шатровым завершением. Четверик храма имеет четырехскатную крышу и завершение из
пяти крупных луковичных глав на глухих барабанах.
Фасады апсид прорезаны арочными световыми проемами, верхняя часть фасадов апсид опоясана фризом из трехчастного поребрика и простым карнизом. Четверик храма декорирован по углам пучком полуколонн, световые проемы обрамлены наличниками в виде полуколоннок, поддерживающих сандрик сложной формы, украшенный стилизованной вазой. Завершают фасады храма: фриз из трехчастного поребрика, широкий пояс их архивольтов и импостов, выполненных из лекального кирпича трех типов.
Трапезная освещена большими арочными окнами, её фасады по верху украшены фризом и карнизрм, идентичным фризу апсид.
Восьмерик колокольни покоится на мощном четверике притвора. Грани восьмерика имеют килевидные завершения и арочные проемы звона. На гранях шатра в два ряда размещены маленькие арочные слухи с фронтончиками над ними. Шатер завершен луковичной главкой и крестом.
В 30-е годы собор был закрыт. В процессе его эксплуатации под различные хозяйственные нужды претерпел значительные утраты. В 2005 г. был полностью отреставрирован.
Представляет собой образец провинциального церковного зодчества с редким для Белгородского региона оригинальным асимметричным планом и барочным декором, характерным для позднего московского зодчества.