Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Успенско-Никольская церковь, 1703 г.
Тип объекта ОКН регионального значения
Местоположение Белгородская область, г. Белгород, ул.Пушкина, 19
Вид объекта Церковь
Датировка 1703 год
Правоустанавливающие документы Решение Белгородского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов "Об утверждении дополнительного списка памятников истории и культуры, взятых под государственную охрану" от 28.08.1986 г.№ 368 Постановление Губернатора Белгородской области от 15 апреля 2015 года № 36 "Об изменении наименования объекта культурного наследия регионального значения" (Опубликовано в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области) Документ принятия на охрану Приказ об утверждении границ территории Приказ об утверждении предмета охраны
Современное значение религиозное
Охранный статус объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Собор расположен в бывшей слободе Жилой, которая «была заселена ратными людьми Белгородского гарнизона», по ул. Батальонной (сегодня ул. Пушкина).    В книге «Белгород с уездом», изданной в 1886 г., автор Дренякин А.М. цитирует текст документа, связанного с постройкой собора: «1701 года Июля в 15 день великий Государь и великий князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да великого чудотворца Николы что строица в Белгороде в солдатской слободе жилой сто рублёв денег». Строительство собора осуществлялось силами солдат Белгородского гарнизона, начатого строительством в 16 веке.

Первоначально собор был двухпрестольным: главный – в честь Успения Божьей матери, второй – во имя Святителя Николая. Третий престол в честь Иоанна Предтечи был освящен в 1851г.

Объемное решение собора представляет собой асимметричную композицию, состоящую из двухсветного доминирующего по высоте мощного четверика храма, четырех полукруглых апсид, одна из которых расположена с южной стороны четверика храма, прямоугольной трапезной, вытянутой по продольной оси, и восьмигранной колокольни с шатровым завершением. Четверик храма имеет четырехскатную крышу и завершение из

пяти крупных луковичных глав на глухих барабанах.

Фасады апсид прорезаны арочными световыми проемами, верхняя часть фасадов апсид опоясана фризом из трехчастного поребрика и простым карнизом.   Четверик храма декорирован по углам пучком полуколонн, световые проемы обрамлены наличниками в виде полуколоннок, поддерживающих сандрик сложной формы, украшенный стилизованной вазой. Завершают фасады храма: фриз из трехчастного поребрика, широкий пояс их архивольтов и импостов, выполненных из лекального кирпича трех типов.

Трапезная освещена большими арочными окнами, её фасады по верху украшены фризом и карнизрм, идентичным фризу апсид.

Восьмерик колокольни покоится на мощном четверике притвора. Грани восьмерика имеют  килевидные завершения и арочные проемы звона. На гранях шатра в два ряда размещены маленькие арочные слухи с фронтончиками над ними. Шатер завершен луковичной главкой и крестом.

В 30-е годы собор был закрыт. В процессе его эксплуатации под различные хозяйственные нужды претерпел значительные утраты. В 2005 г. был полностью отреставрирован.

Представляет собой образец провинциального церковного зодчества с редким для Белгородского региона оригинальным асимметричным планом и барочным декором, характерным для позднего московского зодчества.