Наименование объекта | Иосафовский собор |
---|---|
Тип объекта | ОКН регионального значения |
Местоположение | Белгородская область, г. Белгород, ул. Попова |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | Решение Белгородского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов "Об утверждении дополнительного списка памятников истории и культуры, взятых под государственную охрану" от 28.08.1986 г.№ 368 Постановление Губернатора Белгородской области от 15 апреля 2015 года № 36 "Об изменении наименования объекта культурного наследия регионального значения" (Опубликовано в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области) приказ предмет охраны распоряжение границы территории постановление 368 о принятии на гос. охрану |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Собор расположен на городском кладбище, в западной его части. Сегодня это центр города. Небольшая территория собора с востока и юга ограничена захоронениями, севера и запада домами причта. На продольной оси собора в 10 метрах от него расположена колокольня, западным фасадом выходящая на ул. Попова (бывшая ул. Старомосковская). Стены собора и колокольни кирпичные. Храм двух престольный. Главный престол во имя святителя Николая, второй во имя святителя Иоасафа Белгородского.
Первоначальный объем, возведенный в 1799 году, был построен «кораблем», имел храмовую часть с апсидой, первоначально одночастной, и короткую трапезную. В 1837 году к существующему зданию церкви были пристроены северный и южный приделы, большая трапезная, расширена апсида. После возведения приделов в церкви разместились четыре престола: главный – во имя святителя Николая, второй – во имя св. мч. Харлампия, третий — преподобного Иоанна Многострадального и четвертый – Иоанна Предтечи.
Объемная композиция крестообразного в плане собора состоит из одночастной полукруглой апсиды, узкой и длинной трапезной, с четырех колонным
тосканским портиком на западном входе, боковыми одноэтажными рукавами креста и массивным световым восьмериком, возвышающимся над средо –крестием храма.
Восьмерик завершен восьмигранной крышей со световым барабаном, несущим главку в форме маковицы с яблоком и крестом над ней.
Над западным входом и приделами поставлены пять небольших барабанчиков, завершенных конусами с яблоками и крестами над ними. Простенки трапезной закреплены пилястрами, приделов и апсиды — лопатками. Лучковые окна в апсиде и приделах обрамлены ленточными наличниками, над лучковыми окнами трапезной размещены круглые нишки с ликами святых.
Стилистика первоначального объема собора характерна для раннего классицизма. Композиционные приемы этого периода хорошо сохранены в экстерьере трапезной. В более поздних пристройках прослеживаются так же классические приемы, но здесь элементы оконных обрамлений носят отдаленный намек на барочные наличники с ушками. И, наконец, оригинальная, отдельно стоящая колокольня, время постройки которой пришлось на переходный период, отразила черты, как позднего барокко, так и приемы раннего классицизма.