Наименование объекта | Здание вокзала станции Томаровка, 1903 г. |
---|---|
Тип объекта | ОКН регионального значения |
Местоположение | Белгородская область, Яковлевский район, п. Томаровка, ул. Ленина, 166 |
Вид объекта | нежилое здание |
Датировка | 1903 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ управления государственной охраны объектов культурного населения Белгородской области "О включении выявленного объекта культурного наследия "Здание вокзала станции Томаровка, 1903 год" расположенного по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, п.Томаровка, ул. Ленина, д.166, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника), об утверждении границ его территории и предмета охраны" от 14.08.2017 г. № 131 Приказ о принятии на гос. охрану и утверждении границ территории Приказ об утверждении защитной зоны Приказ об утверждении предмета охраны |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Архивные документы свидетельствуют, что 1 марта 1709 года «белгородский протопоп Иван Андреевич, его мын карповский дворянин Борис Иванович и церковник Василий Иванович Томаровы, будучи в походе в малороссийском крае», заложили свои поместья корочанцу П.А. Солодилову…В июне того же 1709 года новый владелец Томаровки заложил Томаровское поместье взяв за это 600 рублей у поверенного графа Гаврилы Ивановича Головкина. Так, в год Полтавской битвы Томаровское поместье перешло в сподвижнику Петра I — канцлеру Г.И. Головкину, продолжавшему скупать земли и поместья в Карповском и соседних Белгородском и Хотмыжском уездах.
Протопоп Иван Томаров и его сыновья Борис и Василий владели слободой с 1690 по 1698 год.
Первыми поселенцами Томаровки были беглые крепостные крестьяне, приток которых в «украинные города» Белгородской черты как раз усиливается во второй половине XVII века.
В первой половине XIX века на основании родственных связей слобода Томаровка переходит из владения графов Головкиных к княжескому роду Салтыковых, ведущих своё начало от генерала-фельдмаршала Николая Ивановича Салтыкова.
Во второй половине XIX века в России происходило активное формирование сети железных дорог империи. История железных дорог
России начинается с 1830-х годов, со строительства первой Царскосельской железной дороги, открытие которой состоялось в 1837 году. Вдоль транспортных магистралей создавались ансамбли из станционных, заставных домов, караульных помещений и т.д. Формировалось две группы зданий — для обслуживания пассажиров и обслуживания подвижного состава. Железнодорожная станция Томаровка была введена в эксплуатацию ориентировочно в 1903 году в составе действующей с 1901 года частной Белгород-Сумской железной дороги, построенной по инициативе и на средства акционерного общества, организованного в 1896 году. В него входили владельцы крупнейших заводов края: князь Ф. Юсупов, сахарозаводчики М. Терещенко и П. Харитоненко. Руководил строительными работами с 1898 по 1901 гг. инженер-путейщик И.А. Сумовский, один из директоров правления общества Белгород-Сумской железной дороги.
Здание вокзала каменное, двухэтажное. Выглядит очень живописно благодаря подчеркнуто симметричной композиции и богатому фасадному декору. Является элементом застрой исторической слободы Томаровка. Архитектурная композиция здания вокзала характерна для кирпичного стиля. В оформлении фасадов преобладают классицистические композиционные приёмы и элементы модерна.