Наименование объекта | Пещерка Святителя Иоасафа |
---|---|
Тип объекта | ОКН регионального значения |
Местоположение | Белгородская область, г. Белгород, Свято-троицкий бульвар, 24 (рядом с часовней) |
Вид объекта | часовня |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | Постановление Губернатора Белгородской области от 6 августа 2013 года № 90 «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения» от 06 августа 2012 года № 90 (Опубликовано в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области) Границы территории Документ принятия на охрану |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Святитель Иоасаф Белгородский, в миру Иоакима Горленко, родился 8 сентября 1705 года в городе Прилуки (ныне Черниговской области). С 16 лет Иоаким стал помышлять о монашеской жизни, в тайне от родителей в Киево-Межигорском Спасо-Преображенском монастыре принял монашеский постриг с именем Иларион. Через два года был переведен в воспитавшую его Братскую академию учителем. Здесь он был пострижен в мантию и назван Иоасафом. В июне 1737 года Иоасаф был назначен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской губернии. Приняв на себя труд по сбору денег на восстановление обители, он отправился в Москву и Петербург, где в присутствии императрицы Елизаветы Петровны произнес «Слово о любви к Богу и ближнему», императрица была глубоко тронута проповедью молодого игумена. По личному указанию Елизаветы Петровны через полтора месяца он был вызван в Москву и назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. В январе 1748 года в Петропавловском соборе в Петербурге в присутствии Елизаветы Петровны состоялось рукоположение Иоасафа Горленко в епископа Белгородского и Обоянского (1748-1754).
В то время Белгород был губернским городом. Его центральная площадь с южной стороны замыкалась женским монастырем в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а с западной стороны кафедральным Свято-Троицким собором и архиерейским домом. Величественный Свято-Троицкий собор, возвышавшийся над прилегающей застройкой, нуждался в капитальном ремонте и завершении строительных работ.
Вертикальное объемно-пространственное построение собора восходило к композициям храмов украинского барокко XVII века. Это был ярусный храм с четырех лепестковым крещатым планом, к центральному четверику примыкали пониженные объемы рукавов креста, увенчанные, куполами с поставленными на них барабанами с маленькими главками. Архитектурный декор собора более характерен для зрелого классицизма, чем для барокко. Что вполне объяснимо, так как собор на протяжении XVIII и XIX веков подвергался ремонтам, перестройкам и «обновлениям». При епископе Иоасафе были достроены небольшие по высоте приделы в северо-западном, северо-восточном, юго-западном и юго-восточном углах крестообразного плана. Выполнены крупные ремонтные работы по восстановлению крыш, по отделке фасадов и интерьеров, обновлен иконостас, отремонтированы архиерейские покои.
В 1754 году, предчувствуя близкую кончину, уезжая в Прилуки, чтобы проститься с родителями, владыка Иоасаф распорядился похоронить его под юго-западным приделом, где он устроил склеп для своего захоронения. Закончив длительное летнее путешествие, и возвращаясь в Белгородско-Обоянскую епархию, владыка Иоасаф остановился на отдых в архиерейском доме в слободе Грайворон. В Грайвороне он сильно заболел и не смог продолжить свой путь в Белгород. Скончался преосвященный Иоасаф в Грайвороне 10 декабря (по старому стилю), 15 декабря гроб с телом перевезли в Белгород.
Для совершения обряда погребения Синод назначил Переяславского епископа Иоанна Козловича. Но из-за разлива рек тот не смог вовремя прибыть в Белгород. Открытый гроб с телом стоял без признаков тления два с половиной месяца в кафедральном Свято-Троицком соборе. После отпевания гроб с телом владыки Иоасафа перенесли в склеп, получившем в народе название «пещерка». В приделе над склепом брат владыки Иоасафа полковник Андрей Горленко на свои средства устроил небольшую церковь с престолом во
имя Страшного суда Божия для поминовения всех усопших. Через два года открыли крышку гроба и увидели, что тело владыки Иоасафа продолжало оставаться нетленным. С тех пор в течение более полутора веков белгородцы почитали Иоасафа Горленко святым, хотя он еще не был канонизирован. Торжественное прославление нетленных мощей владыки Иоасафа состоялось 4 сентября 1911 года. В них приняли участие многие российские иерархи во главе с московским митрополитом Владимиром. Перед прославлением мощи святителя Иоасафа были перенесены из склепа (пещерки) в храм. Закончились торжества 17 декабря, когда в Белгород почить память святого Иоасафа прибыл император Николай II со своей семьей. Девять лет мощи Святителя находились в Свято-Троицком соборе в раке из серебра, изготовленной в Москве известной фирмой Хлебниковых.
Опустевшая после 3 сентября 1911 года пещерка, тем не менее, продолжала оставаться местом паломничества богомольцев. В ней также оставался деревянный гроб и главная святыня пещерки — икона Владимирской Божией Матери, которой благословила мать Мария Даниловна Горленко своего сына. Люди, приходившие и приезжавшие на богомолье в Белгород, помолившись в соборе у мощей новоявленного угодника Божия, всегда спешили посетить и пещерку – первое место упокоения святителя Иоасафа.
Попасть в склеп можно было из юго-западного придела храма через «дверь», устроенную в уровне пола, по крутой внутренней лестнице. В плане склеп представляет прямоугольное помещение со срезанным юго-западным углом, противоположный угол (северо-западный) под 90 градусов ограничен стенами с внутренними размерами: с северной стороны — 5 метров, с восточной — 5.38 метров, Склеп освещался двумя окнами, расположенными в западной и южной стенах. Погребальное помещение было перекрыто кирпичным сводом с проемом, расположенным, предположительно, в центре свода, через который можно было попасть в склеп. Проем по периметру был укреплен металлическим распорным кольцом.
В 1920 году по решению местных властей мощи святителя Иоасафа вскрыли, произвели обследование на предмет фальсификации, но ничего не доказав, отправили в Москву в музей Наркомздрава, из Москвы мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В 16 сентября 1991 года мощи святителя Иоасафа были перевезены в Белгород, где по случаю их второго обретения состоялись большие торжества. В настоящее время мощи святителя Иоасафа находятся в кафедральном Преображенском соборе г. Белгорода.
К 100-летию прославления и канонизации святителя Иоасафа Белгородская и Старооскольская епархия при поддержке и помощи светских властей в 2009 году начали поиск пещерки (склепа) Святителя. Были проведены архивные, библиографические, картографические и археологические изыскания. В результате планомерных поисков были найдены стены пещерки (склепа), частично разрушенные, они были отреставрированы, свод, перекрывавший склеп, не сохранился. После реставрации в пещерку можно попасть подземным коридором из надземной часовни, возведенной южнее фундаментов Свято-Троицкого собора. Размеры и конфигурация плана собора, известные по сохранившимся обмерочным чертежам, повторены в уровне земли тротуарной плиткой желтого цвета. Над пещеркой святителя Иоасафа возведен стеклянный купол, чтобы паломники могли осматривать пещерку с улицы.