Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Дом, в котором родился и жил Герой Советского Союза Чубуков Ф.М.
Тип объекта
Местоположение Красногвардейский район, г. Бирюч, ул. Ленина, 68
Вид объекта жилое здание
Датировка 1920-1936
Правоустанавливающие документы Постановление Главы администрации Белгородской области от 12 мая 1997 года № 229 «Об утверждении дополнительного списка памятников истории и культуры, принимаемых на государственную охрану» Документ о принятии на гос. охрану
Современное значение гражданское
Охранный статус Регионального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Памятник связан с жизнью Героя Советского Союза Чубукова Ф.М.

Чубуков Фёдор Михайлович (21.06.1920 — 01.06.1988гг) — командир эскадрильи 29-го гвардейского истребительного Волховского авиационного полка (275-я истребительная Пушкинская Краснознамённая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), гвардии капитан. Родился 21 июня 1920 года в посёлке Бирюч, ныне город Красногвардейского района Белгородской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1936 году переехал с семьёй в село Коротояк Воронежкой области, а позднее — в Воронеж, где окончил 10 классов школы № 12 и аэроклуб. В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов им. В.П.Чкалова. Был направлен в Ленинградский военный округ, в 159-й истребительный авиационный полк, который перед началом войны базировался в районе города Дно Псковской области на аэродроме Гривочки и имел на вооружении истребители И-16 и МиГ-3.  В Великой Отечественной войне принимал участие с 22 июня 1941 года в этом полку, а затем до конца войны – в 154-м истребительном авиационном полку (с 22.11.1942 года — 29-м гвардейском). В начале мая 1943 года был назначен командиром эскадрильи.
Воевал на Северном, Ленинградском и Карельском фронтах. Летал на истребителях И-16, Р-40В «Томагаук», Р-40Е «Киттихаук», Як-7Б, Як-9.
Участвовал в обороне Ленинграда – уничтожал истребители и бомбардировщики противника, прикрывал свои бомбардировщики и штурмовики, сопровождал транспортные самолеты, перевозившие продовольствие в блокадный Ленинград, прикрывал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро.
Сражался на волховском направлении, принимал участие в составе 13-й воздушной армии в Синявинской операции – попытке прорыва блокады Ленинграда в августе-октябре 1942 года, в прорыве блокады в январе 1943 года, затем в обеспечении наступательных действий войск Ленинградского фронта на красноборском и мгинском направлениях.
С 14 января по 1 марта 1944 участвовал в Ленинградско-Новгородской операции по полному снятию блокады Ленинграда, в том числе в её этапах — Красноселъско-Ропшинской операции и освобождении городов Красное село, Пушкин, Гатчина; Кингисеппско-Гдовской и освобождении города Кингисепп.
К 3 мая 1944 года произвёл 296 успешных боевых вылетов, из них на прикрытие ПВО – 141, сопровождение транспортных самолётов – 32, сопровождение штурмовиков Ил-2 – 73, сопровождение бомбардировщиков Пе-2 – 6, на разведку войск

противника – 9, свободная охота за воздушным противником – 12, прикрытие наземных войск – 3. Провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 17 и в группе – 5 самолётов противника.
За время командования им эскадрильей с 5 мая 1943 года эскадрилья произвела 1204 боевых вылета, провела 123 воздушных боя, в которых сбила 67 самолётов противника. Свои потери – 4 самолёта и 5 лётчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и за сбитые 17 самолётов противника гвардии капитану Чубукову Фёдору Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5138).
В июне 1944 года Ф.М.Чубуков участвовал в Выборгской операции – поддержке наземных войск, наносивших главный удар на Карельском перешейке при прорыве мощной обороны противника, и во взятии Выборга. В июле 1944 года участвовал в Нарвской наступательной операции (24-30 июля) и освобождении города Нарва.
В сентябре 1944 года 29-й гвардейский истребительный авиационный полк был переброшен на Карельский фронт и включён в состав 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии. Здесь командир эскадрильи 29-го гвардейского Волховского истребительного авиационного полка гвардии капитан Ф.М.Чубуков провел свои последние воздушные бои на истребителе Як-9 и одержал последние победы.
15 ноября 7-я воздушная армия была выведена в резерв Ставки ВГК.
К концу войны Ф.М.Чубуков совершил около 350 успешных боевых вылетов. Участвуя в 100 воздушных боях, сбил, по данным М.Ю.Быкова, составленным на основании оперативных документов, 34 неприятельских самолёта лично и 5 — в группе с другими лётчиками.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. Окончил Высшие лётно — тактические курсы усовершенствования офицерского состава, в 1952 году успешно окончил Военно — Воздушную академию. С 1962 года полковник Ф.М.Чубуков — в запасе.
Жил в городе Рига (Латвия). Преподавал в Рижском институте инженеров гражданской авиации. Скончался 1 июня 1988 года. Похоронен на кладбище Микеля в Риге.
Награждён орденами Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (18.02.1944), Александра Невского (17.07.1943), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (20.01.1943) степени, 2 орденами Красной Звезды (16.08.1942, 30.12.1956), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» (1.06.1943).
Именем Героя названа улица в городе Бирюч, там же установлен бюст Ф.М.Чубукова. Бюст установлен также на Аллее Славы города Острогожск.