Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Здание вокзала станции Томаровка, 1903 г.
Тип объекта ОКН регионального значения
Местоположение Белгородская область, Яковлевский район, п. Томаровка, ул. Ленина, 166
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1903 год
Правоустанавливающие документы Приказ управления государственной охраны объектов культурного населения Белгородской области "О включении выявленного объекта культурного наследия "Здание вокзала станции Томаровка, 1903 год" расположенного по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, п.Томаровка, ул. Ленина, д.166, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника), об утверждении границ его территории и предмета охраны" от 14.08.2017 г. № 131 Приказ о принятии на гос. охрану и утверждении границ территории Приказ об утверждении защитной зоны Приказ об утверждении предмета охраны
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Архивные документы свидетельствуют, что 1 марта 1709 года «белгородский протопоп Иван Андреевич, его мын карповский дворянин Борис Иванович и церковник Василий Иванович Томаровы, будучи в походе в малороссийском крае», заложили свои поместья корочанцу П.А. Солодилову…В июне того же 1709 года новый владелец Томаровки заложил Томаровское поместье взяв за это 600 рублей у поверенного графа Гаврилы Ивановича Головкина. Так, в год Полтавской битвы Томаровское поместье перешло в сподвижнику Петра I — канцлеру Г.И. Головкину, продолжавшему скупать земли и поместья в Карповском и соседних Белгородском и Хотмыжском уездах.

Протопоп Иван Томаров и его сыновья Борис и Василий владели слободой с 1690 по 1698 год.

Первыми поселенцами Томаровки были беглые крепостные крестьяне, приток которых в «украинные города» Белгородской черты как раз усиливается во второй половине XVII века.

В первой половине XIX века на основании родственных связей слобода Томаровка переходит из владения графов Головкиных к княжескому роду Салтыковых, ведущих своё начало от генерала-фельдмаршала Николая Ивановича Салтыкова.

Во второй половине XIX века в России происходило активное формирование сети железных дорог империи. История железных дорог

России начинается с 1830-х годов, со строительства первой Царскосельской железной дороги, открытие которой состоялось в 1837 году. Вдоль транспортных магистралей создавались ансамбли из станционных, заставных домов, караульных помещений и т.д. Формировалось две группы зданий — для обслуживания пассажиров и обслуживания подвижного состава. Железнодорожная станция Томаровка была введена в эксплуатацию ориентировочно в 1903 году в составе действующей с 1901 года частной Белгород-Сумской железной дороги, построенной по инициативе и на средства акционерного общества, организованного в 1896 году. В него входили владельцы крупнейших заводов края: князь Ф. Юсупов, сахарозаводчики М. Терещенко и П. Харитоненко. Руководил строительными работами с 1898 по 1901 гг. инженер-путейщик И.А. Сумовский, один из директоров правления общества Белгород-Сумской железной дороги.

Здание вокзала каменное, двухэтажное. Выглядит очень живописно благодаря подчеркнуто симметричной композиции и богатому фасадному декору. Является элементом застрой исторической слободы Томаровка. Архитектурная композиция здания вокзала характерна для кирпичного стиля. В оформлении фасадов преобладают классицистические композиционные приёмы и элементы модерна.